КОГДА ТО В ДАЛЕКОМ ДЕТСТВЕ Я УВЛЕКАЛАСЬ ИНДИЕЙ,-ЕЕ ОБЫЧАЯМИ,АРХИТЕКТУРОЙ,ЛИТЕРАТУРОЙ.СЕЙЧАС МАЛО ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ЭТОГО,НО ТАДЖ- МАХАЛ ....
Тадж-Махал это памятник вечной любви, любви падишаха Шаха-Джахана к своей супруге. Падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан беззаветно любил свою третью жену, красавицу Мумтаз-Махал. Хотя у Шаха-Джахна, как и полагается, был большой гарем, он не обращал внимания на других женщин, пока была жива его Мумтаз. Они прожили счастливо 17 лет, за это время у них родилось 13 детей, и вот во время четырнадцатых родов, уже не молодая по тем временам 36 летняя женщина не пережила родов. Это было огромное горе для Шаха, он был на грани самоубийства. После года скорби, в память о своей жене падишах решил построить мавзолей достойный по красоте и величию их любви. На постройку всего комплекса ушло 22 года. Над строительством работало более 20 000 человек, были привлечены лучшие зодчие и архитекторы, приглашённые из Персии, Турции, Венеции, Италии. Находится Тадж-Махал в Агре, на берегу реки Джамна. Высота его достигает 74 метра, но, несмотря на свои размеры, выглядит он легко и воздушно, похож на замок из восточной сказки, парящий над рекой. Построен из белого мрамора, внутри инкрустирован драгоценными и полудрагоценными камнями. Отдельного внимания заслуживает мраморный купол, из-за необычной формы его называют луковым куполом, его высота составляет 35 метров. Венец купола изначально был сделан из золота, в 19 веке он был заменён точной копией из бронзы. Всё строение поражает своей идеальной симметрией. По четырём углам от главного строения расположены 4 минарета по 40 метров в высоту. В качестве декоративных элементов по всему комплексу использовались символы, абстрактные формы, растительные мотивы, также использовались отрывки из Корана. Внутри мавзолея находятся две гробницы, Шаха и его любимой жены. Гробницы инкрустированы драгоценными камнями. Гробница Шаха несколько больше гробницы Мумтаз, но оформлены они идентично. На надгробии Мумтаз нанесены надписи, восхваляющие ее, а на надгробии Джахана надпись гласит: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня месяца Раджаб 1076 года». Всю композицию Тадж-Махала гармонично дополняет прекрасный парк, окружающий мавзолей с трёх сторон. Тадж-Махал находится в конце этого парка и является его венцом, а ведут к нему две дорожки вдоль оросительного канала, расположенного по центру парка. Посередине канала, между усыпальницей и воротами находится пруд, облицованный мрамором, в нём, как в зеркале отражается белоснежный мавзолей.
Изначально в саду было разнообразие растительности, изобилие роз, нарциссов, плодовых деревьев, но во времена правления Британской империей сад видоизменили, и сейчас он больше напоминает зеленую английскую лужайку.
Весь комплекс Тадж-Махал ограждён с трёх сторон стенами из красного песчаника, и с трёх сторон в комплекс можно войти в одни из трёх ворот: Восточные, Южные или Западные. Главные, Южные ворота представляют собой монументальное сооружение из мрамора. Со стороны реки комплекс ничем не ограждён, что даёт возможность любоваться прекрасным строением с противоположного берега реки. По обе стороны от мавзолея расположены две мечети, так же, как и ограждение выполнено из красного песчаника. Слева действующая мечеть, а справа для симметрии. Также на территории комплекса есть несколько дополнительных мавзолеев, в которых погребены остальные жены Джахана. се дополнительные постройки из красного песчаника, а также ярко- зелёные лужайки и деревья создают яркий фон для главного сооружения, что делает его ещё более белоснежным и необыкновенным. Это сказочно красивое место стоит хотя бы один раз в жизни увидеть своими глазами, тем более что сейчас ему угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за обмеления реки Джамна Тадж-Махал начал оседать и по стенам пошли трещины, а из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, каждый год его очищают от жёлтого налета. Правительство Индии принимает меры, расширяя природозащитную зону, закрывают вредные производства в Агре, и даже подъезд на автобусе сюда запрещён, но пока это не дает видимых результатов. Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света. В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
www.voyage.org.ua/читать дальше
Несмотря на его мусульманское происхождение, этот беломраморный некрополь стал фактически символом Индии. Для его сохранения принимаются серьезные меры безопасности. На расстоянии 500 метров вокруг комплекса установлена специальная охранная зона. Машины паркуются за 2 километра, и ко входу туристы добираются на рикшах, повозках или электромобилях, так как считается, что выхлопные газы вызывают пожелтение мрамора облицовки. Даже вдоль противоположного берега реки Ямуна, у которой он расположен, стоит ограждение из колючей проволоки. Количество сотрудников охраны исчисляется сотнями.
В январе 2012 года наш фотограф Дима Моисеенко съездил в Агру, где встретился с Главным Археологом, который заведует Тадж-Махалом, и попытался выяснить у него, как получить разрешение на съемку с воздуха. Надо сказать, что правила в Тадж-Махале очень строгие, и на территорию не пускают даже со штативами. Да что говорить: у Димы отбирали зажигалку и сигареты.
Археолог выслушал гостя из далекой России и сказал: «Я разрешу вам поснимать со штатива, но разрешение на съемку с воздуха вы не получите никогда. Последний раз Тадж-Махал снимали с вертолета 10 или 15 лет назад. Больше, пока я здесь работаю, этого не смог сделать никто. Пару лет назад какие-то иностранцы пытались запустить радио-вертолет с лодки со стороны реки, но сразу были арестованы полицией. Я вам не советую, даже и не пытайтесь».
Нам стало любопытно, кто же все-таки снял Тадж-Махал с воздуха. После поисков в интернете мы выяснили, что в 1997 году знаменитый француз Ян Артюс Бертран сделал фотографии Тадж-Махала с вертолета.
www.yannarthusbertrand2.org/index.php?option=co...
www.yannarthusbertrand2.org/index.php?option=co...
После этого 15 лет никто не получал разрешения на съемку памятника с высоты. Работу Бертрана поддерживало ЮНЕСКО и французское правительство, и понятно, какие у него были ресурсы. У AirPano таких ресурсов не было. Были только несколько энтузиастов панорамной фотографии из Москвы.
И тогда мы решили посетить посольство Индии в Москве. Дима сходил в посольство, предоставил там материалы об AirPano, рассказал о нашем некоммерческом проекте, целью которого является показать людям самые интересные места нашей планеты с высоты птичьего полета.
К нам отнеслись внимательно, попросили подготовить документы и информацию о предстоящей съемке. Работа с бумагами велась около двух месяцев, мы что-то доносили, исправляли ошибки, давали пояснения. И вот, когда мы были на съемках в Камбодже, из посольства пришла радостная весть: в Министерстве Иностранных дел нам дали разрешение на съемку в марте.
Для рассказа о съемках я передаю слово Стасу Седову.
________________________________________
Хотя у нас была запланирована съемка в Иордании, но после получения разрешения на Тадж-Махал мы сразу же ее отменили и выехали в Индию.
И вот в марте 2012 года мы с Димой Моисеенко приехали в индийский город Агра, где находится Тадж-Махал.
Там мы снова посетили Главного Археолога, с которым Дима уже встречался в январе. Но на этот раз мы приехали уже с бумагами. Но Главный Археолог отказал нам в съемке, сославшись на звонок из Дели. Он сказал, что нам надо возвращаться в столицу и получать разрешение от Министерства Гражданской Авиации. В качестве утешения он разрешил поснимать внутри территории Тадж-Махала со штатива.
Сказать, что наше настроение после этого разговора было плохим — это ничего не сказать.
Фактически рушился весь план поездки. Ведь Тадж-Махал был основной целью нашего путешествия.
Следующий день мы провели в поездках по инстанциям и полиции, пытаясь хоть как-то получить разрешение у местного начальства, но все было безрезультатно. Выслушав нас и посмотрев наши бумаги, нас все равно отправляли к Главному Археологу.
Без особой надежды Дима позвонил в посольство Индии в Москве и рассказал, что несмотря на все бумаги, нам на месте снимать Тадж не дают. Там ответили, что попытаются разобраться, но это может занять много времени. А у нас оставалось всего 3 дня.
Вечером в отеле состоялся военный совет. Было решено взлетать утром из-под стены, со стороны реки, с теми документами, которые мы получили еще в посольстве.
Летать решили на виду охраны, не прячась — чтобы в нас не стреляли, приняв за террористов. Мы понимали, что взлететь мы сможем только один раз, второго вылета нам сделать уже не дадут.
Утром мы собрали оборудование и выехали на съемку, морально готовясь провести ближайшее время в местной тюрьме. Когда мы подъезжали к Тадж-Махалу, раздался звонок. Звонил сотрудник посольства в Москве. Он сказал, что нужно ехать к Главному Археологу и забирать разрешение на съемки. Он все смог решить для нас. Еще не особо веря в происходящее, мы зашли в офис. Главный Археолог даже не стал к нам выходить, нас приняли его подчиненные и вынесли бумажку.
В бумажке было оно! Разрешение на полеты над фортом Агры, Фатепур Сикри и самое главное — разрешение снимать Тадж-Махал с воздуха — целых два дня!
Если честно, я своим глазам поначалу не очень поверил. Но вид танцующего от радости в уличной пыли Димы все же привел меня чувство.
Мы снимали Тадж-Махал с вертолета два утра и один вечер. Ни с одним объектом в нашей съемочной истории мы не работали так тщательно. Проходить на территорию с вертолетом пришлось три раза. Каждый местный охранник норовил остановить нас и с круглыми от изумления глазами пытался выяснить, каким таким образом мы пронесли оборудование на территорию. Показываем бумагу, далее 10 минут ее изучают, после чего говорят, что нам все равно здесь снимать нельзя.
Но мы своего добились! Впервые за 15 лет удалось облететь и снять Тадж-Махал. Впервые в мире мы сделали виртуальный тур с воздуха о Тадж-Махале — одном из Новых Семи чудес света. И теперь вы можете полюбоваться красотой этого символа Индии так, как до этого его могли видеть только птицы.
После этого у нас было еще много съемок в Индии:
Фатепур-Сикри, Форт Агры, Варанаси, Джайпур, Дели, но особых проблем нигде больше не было. В последний день пребывания нам удалось получить разрешение и провести съемки на территории уникального Акшардхама (Новый Дели).
По мере обработки мы будем выставлять эти материалы на нашем сайте.
Оставайтесь с AirPano!