Ежегодно пятого числа пятого месяца в Японии отмечают День мальчиков.
В пятый день пятой луны в Японии отмечается праздник мальчиков «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. Другое название — Сёбу-но сэкку (Праздник ириса), так как ирисы, цветущие в это время, символизируют успех и здоровье. В танго-но сэкку принимают участие мальчики до 15 лет.
Издавна этот праздник носил военно-спортивный характер, во время которого демонстрировалась воинская удаль — устраивались соревнования по стрельбе из лука, борьбе сумо, сражения на мечах, конные состязания. Правители страны использовали древние обычаи для воспитания у подрастающего поколения самурайского духа.
В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов кои-нобори - числом по количеству сыновей. Их длина зависит от возраста детей, а самый длинный символизирует главу семьи и может достигать десяти метров.В представлении японцев карп - мужественная рыба, способная даже подниматься вверх по водопадам. В этот день на японских улицах можно стать свидетелем удивительного зрелища – стаи разноцветных рыб, плывущих по невидимой реке. Красные, синие, чёрно-белые, желтые и зелёные пёстрые тела упорно сражаются с ветром.Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. С древних времен известна легенда о несгибаемом карпе, который пробился сквозь бурные воды к истокам священной реки и превратился в могучего и мудрого дракона.
По другой версии, некий дух в виде карпа покровительствовал той самой императрице Дзингу во время ее похода в Корею. Согласно легенде, когда японский флот пересекал пролив, корабли вдруг потеряли ориентир. Куда дальше двигаться, никто не знал. И тогда из воды выпрыгнул карп и указал верный путь к берегам Страны утренней свежести.
Кроме того, японцы не устают восхищаться тем, как карпы встречают смерть. Посмотрите, говорят они, с каким вызовом, с каким бесстрашием эта рыба, положенная на кухонную доску, смотрит в глаза смерти! Это именно то хладнокровие, с которым самураи встречают свой конец. Только такое приятие смерти — истинное доказательство мужества. Поэтому карп кои символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности.
В домах у мальчиков устанавливается композиция из кукол, центральной фигурой в которой становится самурай. Согласно традиции, композицию размещали на двух-трех полках, покрытых зеленым сукном. На верхнюю полку ставили миниатюрный шлем и доспехи, а также устанавливали шесты с флагами, на которых можно было увидеть герб семьи или клана. На средней полке размещали мечи, доспехи, барабаны, веера, бутыли с саке и рисовые клецки, завернутые в бамбуковые листья, – символ здоровья и стойкости. По краям ставили две вазы с ирисами. Куклы обычно занимали нижнюю часть стенда, причем среди них обязательно должен был присутствовать молодой воин – иногда ребенок, готовящийся к своему первому сражению, борец с демонами, юный богатырь. Из животных на стенд обычно ставят фигурки тигра и лошади, которые могут принести мальчику силу и бесстрашие.
Сами дома тоже украшали к празднику, используя листья ириса, форма которых напоминает меч. Их рассыпали у входа в дом, клали на крыши и под карнизы домов, чтобы отогнать демонов и несчастья. А еще в этот день родители обязательно запускают с детьми воздушных змеев; устраиваются даже соревнования змеев, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
В домах готовится специальная еда: рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука(тимаки -символ здоровья и стойкости),рис, завернутый в дубовые листья(касива-моти -символ долголетия) и рис, сваренный с красными бобами(сэкихан -символ здоровья).
Набор такой ритуальной пищи, в каждое блюдо которого входит рис, являлся магическим средством обеспечения здоровья детей и продолжения рода.
Ну, и конечно же, разные сладости для маленьких воинов.По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, чтобы рассмотреть кукол, подержать в руках шлем, доспехи, послушать историю каждого персонажа. Приобщая детей к мифологии богов и героев, родители воздействовали на характер мальчиков, передавали из поколения в поколение традиции японского воинства. Таким образом, этот праздник сохранился неизменным почти до сих пор. И хотя уже с 1948 г. он празднуется как День детей, праздник все равно считается прежде всего мальчишеским.
взято с vision7.ru/publ/istorija_i_kultura_japonii/japo...
читать дальше